Как читать этикетки?

Выбирая себе косметику, все мы перед покупкой читаем этикетки. Полезное это занятие или вредное? Давайте разбираться.

Изучая список ингредиентов, указанный на упаковке, зачастую можно встретить практически идентичные составы в масс-маркете и в дорогом люксовом уходе. Значит ли это, что “наливается все из одной бочки”? Вовсе нет.

Сам спектр ингредиентов хорошо изучен, широко представлен на рынке косметического сырья — отсюда совершенно нормальные и объяснимые повторы. Однако принципиально важное значение имеет степень очистки и технология изготовления.

Существует определенный способ получения любого косметического средства. Везде есть основа (то, в чем растворяются активные ингредиенты), стабилизаторы и эмульгаторы (обеспечивающие физическое создание этой основы), консерванты (препятствующие заражению продукта вредными микроорганизмами), вода (очистка воды может быть очень дорогостоящей).

Обосновано ли наше волнение при виде “странных” ингредиентов, указанных на этикетке? Чаще всего нет.

Даже для человека с химическим образованием, более того, даже для разработчика косметических рецептур — изучение чужих этикеток само по себе малоинформативно. Ведь с составах не указано процентное содержание каждого ингредиента (которое крайне важно!), механика создания композиции (температура варки, скорость вращения и т.п.) — все это является ноу-хау компании-производителя, которое и гарантирует тому или иному средству уникальную эффективность.

Активные ингредиенты добавляются всегда в строго определенном количестве, их минимально допустимая доза — это всегда рабочая доза. Для того, чтобы указать их на этикетке — их должно быть не меньше, но и не больше определенных норм. Производители просто не могут нарушать этот регламент, даже если бы захотели.

Косметическая фабрика получает активные вещества в виде чистого концентрата или комплекса (готовой смеси). Например, пептиды раньше продавались в водном растворе, а потому всегда стояли в середине списка ингредиентов. Теперь же их делают в порошке, следовательно в составе они переместились в последние ряды (но в действительности меньше их не стало).  К сожалению, многие не понимают, что расположение какого-либо ингредиента в последней строке состава — не говорит о том, что его “слишком мало”.

Приведем в пример известный всем витамин Е (токоферола ацетат). Он всегда в конце списка, потому что его рабочая концентрация в качестве антиоксиданта составляет около 1%, а для борьбы с сухостью его максимально допустимая концентрация — 4%.

Нужно помнить и об окружении. При избыточном количестве активных ингредиентов они рискуют конфликтовать друг с другом в формуле, поэтому если т.н. активов много — будет много и сопутствующих ингредиентов, которые обеспечивают корректное, прогнозируемое воздействие средства на кожу.

Искать в составах “вредные” или “запрещенные” вещества нет никакого смысла. Их не может быть в продаже априори. Абсолютно на всю косметику производители получают сертификаты, и если вы покупаете товар у официального поставщика марки — проблем быть не должно.

Стоит ли в таком случае вообще смотреть состав? Да. Например, при наличии у вас аллергии на конкретные ингредиенты. Даже если аллерген не вынесен на лицевую сторону упаковки как активный, он может быть указан в развернутом в составе. Эта информация поможет вам избежать пустой траты денег. У некоторых людей бывает аллергия не только на активные вещества, но и на основу (допустим, если это пропилены — следует искать в составе глицерин, но избегать пропиленгликоля, бутиленгликоля и других гликолей). Но помните, что это сугубо индивидуально и требует консультации дерматолога.